Айбек Дайырбеков тарткан «Дарак ыры»  тасмасынын даңкы далайга, атагы ааламга тарап жатканы талашсыз. Белгилүү болгондой бул тасма ар бир адамга жагып, Эл аралык бир катар абройлуу сыйлыктарды багынтты. Ал эми бул кинонун жалпы коомго тийгизген таасири, маани-маңызы тууралуу кыргыз ЖМКлары гана эмес дүйнөлүк ЖМКлар да байма-бай жазып келет.

Бул ирет «Дарак ыры» тууралуу  «The Hollywood Reporter» деп аталган (кино багытында көп нуска менен чыгып, көптөгөн өлкөлөргө тарап келаткан бирден-бир журнал) журналга белгилүү  киносынчы Шери Линден «ПЕСНЬ ДРЕВА: КИНО ОБЗОР» -деген аталыштагы макала жарыялады. Бул макаланын орусча котормосун төмөндө окуңуздар:

«ПЕСНЬ ДРЕВА: КИНО ОБЗОР
Традиция и современность сталкиваются в кыргызской музыкальной драме.

Патриарх Старого Света, его мятежная дочь и ее изгнанник-возлюбленный находятся в центре «Песни древа», впечатляющего и захватывающего дебюта Айбека Дайырбекова. Расположенный среди кочевого сообщества в Кыргызстане 18-го века, фильм представляет собой простую историю, хорошо рассказанную, частично через песню — своего рода скрипач на равнине с высокими горами, но с прямой чувствительностью, чтобы соответствовать вычищенной от ветра среднеазиатской пейзажи. С его фольклорной силой и впечатляюще запечатленными персонажами, драма, которая открылась Северной Америке в Палм-Спрингс и продолжает свои поездки на фестивали, включая Камбрию и Кливленд, могла соединиться с более широкой аудиторией в руках правильного дистрибьютора.

Дайырбеков, который в соавторстве написал фильм с Садыком Шер-Ниязом (и который в феврале стал самым молодым председателем на сегодняшний день в Союзе кинематографистов Кыргызстана), опирается на традиции и семейные истории, чтобы сплести рассказ о влюбленных, соединенных звездами и родословной властью. Тип кочевой конной культуры, которую он изображает в отдаленной и нетронутой части мира, может казаться знакомым по таким монгольским чертам, как «История плачущего верблюда» и «Пещера желтой собаки», но сага этой истории вращается вокруг конкретно киргизской истории. Он описывает общество в гармонии с природой, в то время как более современные внешние влияния, политические и религиозные, расширяют их охват. Это тонко включенный подтекст фильма, который оперативно обрабатывает его эмоциональные темы, но никогда не раскрывает его более широких концепций.

В ключевые моменты история продвигается песнями печали и общественной устойчивости, четкой поэзией лирики в сочетании с чувственным напором нескольких простых мелодий. Иногда основную хореографию сопровождают мелодии, подчеркивая групповую динамику культуры, и один номер — это романтический дуэт среди синих и розовых полевых цветов, но в основном песни исполняются в одиночку актерами, подготовленными для музыкального театра.
Их пение выразительно, особенно прекрасен кристальный голос Бегимай (Салтанат Бакаева), волевая дочь деревенского вождя Базарбая (Темирлан Сманбеков), который запретил ей выходить замуж за Эсена (Омурбек Израилов). Приличный человек, Эсен был демонизирован в пользу коварного подхалима Огуза (Жылдызбек Касейинов). Вождь также смотрит свысока на овдовевшую мать Эсена Дарийку (Таалайкан Абазова), которая продолжает незаконную традицию поклонения священному дереву. Стоя вызывающе, это единственное дерево на многие мили вокруг, его безлистные ветви украшены полосками ткани, по одной на каждую горячую — иногда спетую — молитву Дарийки.

Ожидается, что женщины-члены группы будут делать то, что им говорят; как говорит один властный дурак: «Мужчина с головой из дерева лучше, чем женщина с головой из золота» (Алтын баштуу аялдан, бака баштуу эр артык). Фильм был навеян бабушкой Дайырбекова, и он настроен на предрассудки матриархального обычая и угрозу, которую они представляют: он мимолетно, но убедительно наблюдает за неодобрительным взглядом развязного вождя, когда его старшая дочь дает Бегимаю защитный амулет, предмет, пропущенный через поколения женщин.

Когда они неудобны для него, старые способы не имеют смысла для Базарбая. Его потребность хвастаться перед гостями превращает священное дерево в дрова для праздника, вызывая катастрофическую цепь страданий, изгнания и мести. Но извилистые пути персонажей также ведут к справедливости и обновлению. В отрыве от своей любви и изгнании из своего народа Эсен получает уроки борьбы с философским охотником (Илим Калмуратов). И Базарбай, отдавая свою юрту — символ статуса за палатку, не только унижен; он медленно открывает свое сердце для значения жертвы. В том, как он становится самой волнующей фигурой драмы, есть неожиданная острота, дань рассказу режиссера.

Благодаря элегантному монтажу Эльдияра Мадакима и движущейся широкоформатной операторской работе Акжола Бекболотова, между персонажами и землей, которую они населяют, существует органическая эмоциональная связь, с ее сильной горизонтальной разверткой, большим небом и плывущими облаками. Каждая мука тоски и сожаления находит свое отражение в повествовании, чья ясность заключается в его силе».

https://www.hollywoodreporter.com/review/song-tree-1175665

 

PS: Для справки, «The Hollywood Reporter» является самым рейтинговым в мире журналом о кино. Автор статьи Шери Линден (Sheri Linden), американский кинокритик и обозреватель, Член LAFCA (Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса — это американская организация кинокритиков, основанная в 1975 году), автор книг о кино. Шери Линден пишет о кинематографе для Hollywood Reporter, Reuters и Los Angeles Times. Работала редактором рецензий в Variety. В 2014 году она стала финалистом Национальной премии журналистики в области искусства и развлечений (инфо с интернета)

ПИКИР КАЛТЫРЫНЫЗ

Please enter your comment!
Please enter your name here